ГОРШКОВА В. С., ГОРШКОВА Ю. В., г. Саранск. «РАБОТА С МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ В ОБЩЕСТВОЗНАНИИ. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования стандарта в основе содержания образования должен лежать «принцип метапредметности» [1, с. 2]. Как следствие изменился подход к результатам обучения. Приоритетное место среди всех результатов обучения стали занимать метапредметность.

Актуальность темы определяется мало разработанной системой форм, методов и приемов при реализации междисциплинарных связей в школе. Проблема заключается в практическом обосновании путей реализации межпредметных связей. Теоретические аспекты «междисциплинарности» не разработаны на эмпирическом уровне.

Актуализация междисциплинарности в современном российском образовании вызывается необходимостью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, полного), повышения качества российского образования, усиления его практико-ориентированного характера. Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают такие характеристики выпускников российской школы, как достижение личностных, метапредметных, предметных результатов [1]. Метапредметные результаты включают познание важнейших общих характеристик окружающего мира (природа и общество) и овладение универсальными учебными действиями. Ребенку необходимо не просто давать знания, надо научить его складывать все в единое целое, находить новые знания и производить новый продукт. На помощь приходят межпредметные связи, которые являются важнейшим средством формирования метапредметных результатов.

Междисциплинарные связи разрешают противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их интеграции, комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизнедеятельности человека [2].

В педагогике существует несколько классификаций межпредметных связей. Наиболее полным представляется комплексный вариант, который продемонстрировали В.Н. Максимова и И.Д. Зверев, выделив три критерия: информационную структуру учебного предмета, морфологическую структуру учебной деятельности и организационно-методические элементы процесса обучения [3]. С учетом этих критериев были определены три типа связи между учебными дисциплинами:

содержательно-информационные — по видам знаний (фактические, понятийные, теоретические и др.);

операционно-деятельностные — по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные);

организационно-методические — по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе [4].

В соответствии с этими типами в пособии по методике обучения обществознанию Соболевой О.Б. структурированы виды межпредметных связей и примеры их реализации. Анализ данных примеров показал, что наиболее интересными и эффективными являются понятийный, ценностно-ориентационный, многосторонний виды междисциплинарных связей.

Например, понятие «государство» и «страна» является общим для истории, обществознания, географии и права. Здесь учитель может использовать метод подведения к понятию, оперируя знаниями учеников, полученных ранее на уроках географии и истории. Использование атласных карт, небольшие тезисы о формировании новых земель в процессе становления Российского государства и т.д.

Наиболее глубокой и интересной для школьников является этическая сфера, охватывающая большинство тем в литературе, истории, в основах религиозных культур, что видно на примере ценностно-ориентационного вида межпредметной связи. Например: «Золотое правило морали», как основа религиозных культур, его происхождение в рамках истории философской мысли, его место в развитии морали, оно, как мерило поступков героев литературных произведений и т.д. Этическую подоплеку в рамках подобных тем по обществознанию можно развивать намного глубже и шире, творчески подходить к подготовке урока.

Наиболее сложным примером реализации выше приведенных связей являются многосторонние связи между предметами. Например: экологические проблемы изучаются на уроках обществознания, химии, биологии, физики, ОБЖ, истории, что позволяет развитию целостной картины мира обучающихся. Для решения проблем преподавания на основе междисциплинарных связей в статье Суходимцевой А.П., Корольковой Е.С., Ереминой Ю.Б. были разработаны стратегии реализации межпредметного подхода в школе:

1) комплексное изучение объекта разными науками,

2) изучение разных объектов методами одной науки,

3) изучение различных объектов различными науками посредством одних и тех же теорий, и законов,

4) развитие познавательной активности и самостоятельности школьников на основе методологии учебной деятельности [5].

Применяя данные стратегии для формирования комплекса заданий происходит аккумулирование обществоведческих, литературных, естественно-научных знаний и универсальных учебных действий.

Примером исследования может быть задание, составленное на основе междисциплинарного подхода. Для этого выбрана тема по обществознанию: «Экономика семьи?», которые учащиеся проходят в 7 классе по учебнику Боголюбова «Обществознание».

Учащимся предлагается фрагменты поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души», где даны три характеристики домашнего хозяйства персонажей данного произведения:

Далее ученикам задаются вопросы как в письменном варианте, в форме домашнего задания, так и в устном в процессе фронтального опроса:

— Насколько рационально ведется хозяйство помещиков 19 века?

— Предложите способы качественного улучшения и усовершенствования, что позволит сделать ведение хозяйства более рациональном и успешным.

— Свои выводы обоснуйте.

— Вспомните из курса «Истории» в чём были особенности ведения хозяйства в нашей стране в различное время?

Данная формулировка вопросов позволяет учащимся применять свои ранее полученные знания на уроках литературы и истории, а на обществознании пропустить их через призму критического анализа. Следовательно, подобные задания представляют собой вид межпредметной связи по знаниям о ценностных ориентациях, т.к. происходит взаимопроникновение тем и понятий, что позволяет делать вывод об эффективности межпредметных по интеграции полученных знаний. Данный вид работы способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте.

Таким образом, тема межпредметности продолжает оставаться актуальной для российской школы, помогая в воспитании человека творческого, думающего, активно действующего в условиях постиндустриального общества. Для более эффективного применения межпредметного подхода педагогам необходимо осуществлять сотрудничество и учитывать уровень развития учащихся, материал, удерживать межпредметную линию в предметном материале, осуществлять стратегии реализации межпредметного подхода, предложенные выше.

 

Литература

  1. Зверев И. Д. Максимова В.// Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. с. 162.
  2. Соболева О.Б., Кузин Д.В. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / – М.: Издательство Юрайт, 2017. — с.191. — (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-09466-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427967 (дата обращения: 26.12.2020).
  3. Суходимцева А.П., Дмитриченкова С.В. Межпредметный подход в решении проблем метапредметности образования// Проблемы современного педагогического образования, №58-2, Москва, 2018. — с. 240-243. — ISSN: 2311-1305 Текст : непосредственный
  4. Суходимцева А.П., Королькова Е.С., Еремина Ю.Б. Формы и методы осуществления межпредметного подхода в образовательном процессе школы// Образовательное пространство в информационную эпоху, Москва, 2019. — с. 845-859. ISBN 978-5-905736-43-8
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/938/ (дата обращения: 10.12.2018).
Запись опубликована в рубрике Роль культурного наследия в реализации содержания образования в условиях полиэтнического региона. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий