ЧЕКУШКИНА Е. Н., ЧЕКУШКИН В. А., г. Саранск. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ».

Профессия тьютора была официально введена в список должностей педагогических работников в России  лишь в 2008 году. На современном этапе развития социуму необходимы образованные люди, способные давать ответственные решения в ситуации осуществления выбора. Сегодня главной целью образования является формирование творчески мыслящей личности обучающегося, способной к саморазвитию, самоопределению, самовыражению и т. д.  Образовательная и творческая деятельность представляет собой полноценный компонент содержания образования.

Тьюторское сопровождение представляет собой вид гуманитарного педагогического сопровождения. Педагогом-тьютором создаются условия для осознания и реализации подростком образовательного действия, которые направлены на достижение целей и задач самообразования.

Педагогическое сопровождение – это взаимодействие педагога и обучающегося, осуществление индивидуальной образовательной траектории. Педагог-тьютор выявляет образовательные мотивы и интересы обучающихся, формирует учебную рефлексию, осуществляет поиск ресурсов для создания индивидуальной программы, создает условия для реализации образовательных действий, преследует цели обучения. Самоопределение обучающегося, как правило, реализовывается посредством изучения учебно-образовательной программы. Обучающийся самостоятельно выполняет конкретную образовательную деятельность, усиливает и развивает субъективную сторону.

Под тьюторством понимается особый тип педагогического сопровождения. Сопровождение представляет собой определенное действие, означающее сопутствовать, идти рядом и помогать. Тьюторское сопровождение – это деятельность, направленная на решение образовательных задач; позволяющая рассматривать сопровождение как педагогическую технологию достижения индивидуализации обучения. Тьюторское сопровождение предстает в виде взаимосвязанных этапов: диагностического, мотивационного, проектировочного и т. д. Этапы предполагают наличие определенных способов работы тьютора и обучающихся.

Различие позиций в деятельности учителя и тьютора заключается в том, что учитель ориентируется на содержание учебного предмета, способы и действия, необходимы для его освоения, а тьютор владеет иным перечнем ориентиров и оснований к действию.

Тьюторское сопровождение имеет свою сущность и специфику. Оно должно быть организовано с учетом моделей и программ обучения, предполагать индивидуальную оценку, обеспечивать соответствие требований программы обучения и индивидуальности обучающегося. Тьютор опирается на индивидуальность обучающегося, обеспечивает осмысление интересов через активизацию индивидуальности. Индивидуальность – это условие активной самореализации и самосовершенствования. Важным в деятельности тьютора является раскрытие и анализ интересов, целей, задач, причин, осознание смысла и значения индивидуальных результатов, формируемых в процессе обучения. Для осуществления тьюторского сопровождения необходимо, чтобы обучающийся сделал некую «образовательную пробу», результаты которой будут предметом его совместного анализа с тьютором.

Выявление индивидуальности обучающегося происходит посредством освоения программного (школьного) материала и развития его индивидуальности. В тьюторском сопровождении отношение между индивидуальными и программно-типовыми технологиями имеет свои сложности. С одной стороны, делается упор на организационное, программное обеспечение такого сопровождения, с другой стороны, на выявление экзистенциально-мировоззренческих характеристик личности обучающегося.

Тьюторская практика начинается с выявления познавательных интересов. Разработка индивидуальных образовательных программ позволяет тьютору сопровождать развитие, использование, углубление образовательных проектов и исследований. Тьютор организует индивидуальную и коллективную работу в инновационной образовательной среде, создаёт условия для формирования компетентности обучающихся по освоению новых знаний, умений и навыков на основе универсальных способов деятельности, корректирует границы предметного знания, вносит изменения в осуществление индивидуальной образовательной программы обучающегося.

Индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения является беседа (диалог), позволяющая обсудить с тьютором важные и существенные проблемы. Индивидуальные тьюторские беседы делают процесс сопровождения более целенаправленным и эффективным. В рамках индивидуальных и групповых занятий тьютор осуществляет несколько видов деятельности: мотивационную (определение уровня мотивации познавательного интереса), коммуникативную (умение вести диалог) и рефлексивную (анализ и понимание собственных действий и самого себя).

Основной задачей образования и воспитания является формирование личности. Синтез личности, программы и индивидуальности в обучающемся происходит в основном не только через его старания и усердия, а также при помощи тьютора, реализующего программу «сопровождения».

Принцип деятельности тьютора в современном образовании – это «расширение» образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования этого пространства в открытое, включающее антропологический, социальный, информационный аспекты. Расширение образовательного пространства представляет собой поиск учебной программы, обеспечивающей ее усвоение конкретным обучающимся [1, с. 23]. Программа структурирует взаимодействие в образовательном пространстве тьютора и обучающегося, сохраняя его направленность к выработанным целям.

Образовательное пространство представляет собой программу развития индивидуальности обучающегося, в котором развиваются экзистенциальные, личностно-мировоззренческие позиции личности. Оно предоставляет возможность для развития индивидуальности, движение к самому себе.

Деятельность тьютора направлена на выявление основных аспектов индивидуализации обучения, освоение дисциплин сквозь призму индивидуальности обучающегося. Тьютор учит самостоятельно решать проблемы; связывает процессы обучения, самовоспитания, самореализации; преобразует образовательное пространство, индивидуализирует образование. Важными составляющими тьюторского сопровождения являются формирование, корректировка, реализации индивидуальной образовательной программы, обновление образовательного пространства и т. д.

Тьютор организует и сопровождает процесс формирования, развития познавательных способностей и интересов; координирует поиск информации для преодоления проблем процесса самообразования; оценивает и распределяет ресурсы для реализации целей; создает условия для индивидуализации процесса обучения, раскрытия творческого потенциала в научно-исследовательской и проектной деятельности, познавательной активности обучающихся; организует индивидуальные и групповые консультации по вопросам выявления и ликвидации учебных трудностей; контролирует и оценивает эффективность реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса. Тьютором может быть тот, кто сам постиг этапы самоопределения в социуме и имеет опыт активного поведения в образовании.

В своей работе тьютор руководствуется Конвенцией о правах ребенка, законами и нормативно-правовыми актами, а также основами педагогики, психологии, экономики, права, социологии, педагогической этики и т. д.; использует методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, установления контактов с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами и т. д. Он выступает посредником между различными субъектами образовательного пространства, реформирует образовательное пространство, поддерживает идею индивидуальности.

Тьютору в процессе деятельности необходимо выявить мотивацию, стремление к свободе, независимости, экзистенциальные ценности; раскрыть субъективность обучающегося, поскольку развитие личности связано не только с приобретением знаний, но и осуществлением собственного выбора, самореализацией, самосовершенствованием. Экзистенциальная составляющая представляет развитие личности и индивидуальности посредством синергетического подхода, предполагающего стимулирование саморазвития обучающегося на основе его рефлексивной оценки совершающихся событий.

Предметом тьюторского сопровождения является индивидуализация образования. Она открывает новую дилемму: либо тьютор может неосознанно для обучающегося «снять» основные параметры и ценности внутреннего «жизненного мира» и встроить в него свою модель обучения, превращая параметры модели в значимые смыслы, либо этот внутренний мир личности оказывается недоступным для педагога, а ученик будет просто играть «роль» обучающегося, если он как индивидуальность не «попадает» в сам предмет тьюторского сопровождения [1, c. 24].

Индивидуализация предполагает целостную систему воспитательной работы, направленную на понимание и осознание потенциальных возможностей, смысла жизни, преодоление барьеров на пути самореализации.

Можно выделить некоторые основные результаты, получаемые в разнообразных тьюторских практиках: учебное и профессиональное самоопределение; осуществление выбора; формирование интересов и потребностей; опыт самопрезентации, работы в команде, самооценки, строительства собственной образовательной траектории т. д. Тьютор организовывает ситуации активного общения, устанавливает личный контакта с обучающимся; ориентирует в осуществлении выбора, осознания собственных действий, самоопределения, инициирует новые образовательные шаги.

Таким образом, в современном образовательном пространстве созданы все условия для того, чтобы профессия «тьютор» распространялась, развивалась и занимала прочные позиции. Тьюторское сопровождение должно быть направлено на реализацию посреднической функции, связывающей личность и программу через прокладывание индивидуального учебно-воспитательного маршрута, предоставление вариантов движения для самоопределения и самореализации. Потенциал тьюторства в образовании и воспитании представляет собой основополагающую установку в освоении открытых форм образования современными педагогами. Деятельность тьютора в системе образования ориентирована на создание и реализацию персональной образовательной стратегии. Она учитывает конкретный личный потенциал человека, образовательную, социальную инфраструктуру, разнообразные ресурсы построения образовательной программы.

 

Список использованных источников

  1. Вырщиков, А. Н. Методологические основы тьюторского сопровождения / А. Н. Вырщиков. – Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – № 4 (137). – 2019. – С. 21–25.
Запись опубликована в рубрике Роль культурного наследия в реализации содержания образования в условиях полиэтнического региона. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий