ОТСТАВНОВА Т. Е., г. Саранск. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ М. С. ГОРБАЧЕВА

При изучении исторической личности, учитель может использовать разнообразные педагогические технологии, тематические задания, которые позволят выработать у учащихся способность к самостоятельному критическому мышлению. Данные задания могут способствовать повышению мотивации, выработки у учащихся постоянного, познавательного интереса к истории, вместе с тем учитывая возрастные особенности и содержательное наполнение изучаемого материала [3, с. 126].

Владение педагогическими технологиями является компонентом готовности педагога к профессиональной деятельности. Прежде чем использовать тот или иной технологический прием, педагог соотносит его с педагогической концепцией, «окрашивает» своей индивидуальностью, отвечает на вопросы: «Зачем я буду использовать этот прием?», «Что даст использование данного приема?».

В отечественной и зарубежной практике существует множество педагогических технологий, и потому педагогу необходимо тщательно их отбирать для использования в педагогическом процессе.

Мы предлагаем использовать самые интересные, нестандартные приемы при изучении исторической личности М. С. Горбачева:

  1. Задания с использованием иллюстраций.

Задания №18, 19 Единого государственного экзамена по истории содержат иллюстративный материал, где часто можно встретить изображения исторических персоналий. Анализ иллюстративного материала традиционно вызывает сложность у школьников, что подтверждается статистическими данными.

Использование наглядности в преподавании истории сделает учебный процесс интересным, создаст у обучающихся дополнительную мотивацию к изучению истории, поможет решить проблему разнообразия форм работы на уроке [2, с. 94].

Учитель показывает обучающимся портрет М. С. Горбачева и задает ряд вопросов:

  1. Портрет какого исторического деятеля вы видите?
  2. В какую эпоху он жил? Назовите годы правления.
  3. Охарактеризуйте личность (качества).
  4. Назовите достижения во внутренней политике и внешней политике.
  5. Оцените личность и его политику (собственное мнение).
  6. Чем был известен в истории? Какую роль сыграл в истории страны? [2, с. 134].

Данное задание целесообразно применять, когда обучающиеся будут владеть минимумом информации, которая представлена в учебнике и заданная для домашнего изучения. Это задание поможет дополнить уже существующие знания, заполнить пробелы, а также закрепить изученный материал через интерактивную форму работы с учителем на уроке.

  1. Историческое сочинение.

Историческое сочинение – это творческая работа по определенному алгоритму. Задание 25 Единого государственного экзамена предусматривает написание исторического сочинения. Непосредственно это задание не обходится без описания той или иной личности, в задании указывается, что при характеристике роли каждой названной личности необходимо указывать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

Писать исторические сочинения чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать и анализировать информацию, выделять причинно-следственные связи, подтверждать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы [1, с. 89].

  1. Использование технологий развития критического мышления: Технология «синквейн».

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) [5, с. 10].

При изучении исторической личности М. С. Горбачева, можно составить следующее краткое стихотворение – синквейн:

Новатор

Неординарный, демократичный

Руководит, реформирует, изменяет

«Реформы должен завершать тот, кто их начал.»

Перестройка.

Технология «кластер».

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему [4].

Этапы работы с кластером:

  1. В центре тетради или классной доски записывается ключевой термин, понятие, событие, личность.
  2. Учащиеся называют и записывают все то, что знают и помнят по поводу конкретной личности в данном случае.
  3. Систематизация. Хаотичные записи можно объединить в периоды, группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное понятие, факт.
  4. Слова соединяются линиями с ключевым понятием. Устанавливаются новые логические связи. Итог: структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы [4].

Над кластером можно работать самостоятельно, в малых группах, с учителем. Плюсы такого метода обучения заключаются в том, что учитель может работать с большим объёмом материала, не утомляя при этом учащихся; в процесс обучения включены все ученики. На этапе вызова учитель совместно с учениками записывает все ассоциации, которые у них есть по теме. На этапе осмысления ученики дополняют схему материалом самостоятельно или в группах, хаотичные записи объединяют по периодам, например, 1985–1987, 1988–1989, 1990–1991. На этапе рефлексии готовый кластер помогает систематизировать изученный на уроке материал.

  1. Использование исторических источников.

На уроках истории могут быть использованы учителем различные исторические источники, это могут быть выдержки из личных дневников, программных документов, актов, указов, мемуаров современников, историков и т.д.

При изучении личности М. С. Горбачева актуальным остается вопрос: Кем же был Горбачев? Предателем или человеком, любящим свою страну, но потерявшим контроль над реформами»? Однозначного ответа на этот вопрос нет, учащиеся должны сами сформировать свое мнение при помощи различной источниковедческой базы, изученной самостоятельно, учитель может предложить изучить воспоминания современников (приводит различные мнения из источниковедческой базы).

Задания могут быть такими:

  1. Ознакомьтесь и проанализируйте предложенный исторический источник. 2. Какие причины побудили эти высказывания? (Анализ каждого). 3. Как современники описывают политического деятеля? Какие негативные и позитивные черты правления они вспоминают? 4. Как вы думаете кто более негативно отзывается о М. С. Горбачеве: зарубежные или отечественные современники? Аргументируйте свой ответ. 5. Какую точку зрения вы поддерживаете? Аргументируйте свой ответ [3, с. 123].

Подводя итог, можно отметить, что в условиях современного информационного общества учитель может применить современные образовательные методические разработки, это поможет не просто дать ученикам поверхностные знания по теме, но и углубить и расширить их, при этом сделать это в интересной и доступной для всех учеников форме.

 

Список использованных источников:

  1. Кишенкова, О. В. Историческое сочинение на ЕГЭ / О. В. Кишенкова. – Москва : Эксмо-Пресс, 2019. – 192 с.
  2. Короткова, М. В. Наглядность на уроках истории : практическое пособие для учителей / М. В. Короткова. – Москва : ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
  3. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебное методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. – Москва : Педагогическое общество России, 2000. – 224 с.
  4. Никитина, А. В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся / А. В. Никитина // Молодой учёный : электронный журнал. – URL: https://moluch.ru/archive/121/33512/.
  5. Приемы технологии критического мышления : методическое пособие для учителей средних общеобразовательных учреждений / под редакцией Н. В. Климовец. – Архангельск, 2014. – 26 с.

 

Запись опубликована в рубрике Роль культурного наследия в реализации содержания образования в условиях полиэтнического региона. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий