РУИНА Т. Е., г. Саранск. «РЕЛИГИОЗНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н. И. ИЛЬМИНСКОГО И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Этнокультурное образование как единый целенаправленный процесс приобщения учащихся к различным культурам в условиях поликонфессиональности и полиэтничности имеет большое значение в современном мире. Пожалуй, в настоящее время оно достигло определенно высокого уровня развития, но зарождаться и формироваться стало пару столетий назад, в частности, в XIX веке.

Зарождение этнокультурного образования связано с именами видных педагогов (В. В. Радлов, Н. Ф. Катанов и др.), чьи взгляды были отражены в концепциях. Одним из этих представителей является Н. И. Ильминский – педагог, просветитель, миссионер, разработавший свою образовательную концепцию.

Н. И. Ильминский (1822–1891 гг.) родился в г. Пенза в семье протоиерея. Закончил Пензенскую духовную семинарию, а в двадцать лет как лучший выпускник был направлен в Казанскую духовную семинарию. Учеба в духовных академиях того времени давала знания в области богословия, церковной и гражданской истории, филологии. Особенностью Казанской духовной академии были специальные курсы по изучению ислама, буддизма и старообрядческого раскола. Студенты изучали кроме привычных древних и новых языков арабский, турецкий и татарский. Казанский Императорский университет был тогда сильнейшим центром востоковедения в стране, многие профессора университета преподавали и в Казанской духовной академии. Николай Ильминский, помимо изучения общего курса церковных и светских дисциплин, сосредоточился на изучении основ ислама, освоил арабский, турецкий и татарский языки. Успехи Ильминского обратили на себя внимание академического начальства, и он, еще будучи студентом, вошел в специальную государственную комиссию, которая должна была перевести на татарский язык Священное Писание и богослужебную литературу [3, с. 84]. По окончании семинарии Ильминский был направлен на научную стажировку, в ходе которой педагог побывал в таких странах, как Турция, Палестина, Египет, Сирия.

С именем ученого-востоковеда, профессора Казанского университета Н. И. Ильминского связан новый этап в развитии христианского просвещения нерусских народов России. К началу второй половины ХIХ в. российское правительство и православное духовенство располагали 300-летним опытом насильственной христианизации нерусских народов Поволжья и Востока России, что не привело к желаемым успехам. Отсутствие сознательного усвоения христианской веры нерусскими народами, игнорирование родного языка в обучении и церковной проповеди,  схоластические приемы обучения, наоборот, способствовали процессу перехода к языческим верованиям, массовому отпадению крещеных татар, черемисов (марийцев), чувашей, вотяков (удмуртов) в магометанство. В связи с этим гражданские и церковные власти вынуждены были проявлять большую гибкость в миссионерской политике. В 1866 г. при Казанском учебном округе был образован Особый Комитет по народному образованию во главе с попечителем округа П. Д. Шестаковым. В его состав вошли профессора Н. И. Ильминский и Е. А. Малов, инспектор чувашских школ
Н. И. Золотницкий. Комитет преследовал цель: утверждение системы обучения на родном языке учащихся [2, с. 53].

Н. И. Ильминский был одаренным ученым-ориенталистом, прекрасным знатоком истории народов Поволжья и стран Востока. Он основательно изучил миссионерскую деятельность в России и странах Востока. На основе своих знаний он отвергает насильственные методы христианизации. С учетом интересов нерусских народов к получению образования, культуре он считал необходимым использовать это стремление в процессе их христианизации. По его мнению, сближение инородцев с русскими может произойти только с помощью христианской религии. Русский народ исповедует православие. Его нужно сделать орудием духовно-нравственного воспитания всех инородцев [7, с. 186].  Свое педагогическое кредо он в краткой форме сформулировал в письме к обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву: «Наше оружие – инородческий язык, богослужения на нем, священники и учителя из инородцев»  [4]. При этом Ильминский первейшей задачей школы считал воспитание.

Н. И. Ильминский, обобщив положительный опыт миссионерства XVIII – первой половины XIX вв., выступил за подъем «инородцев» путем христианского просвещения на родном языке, ограничиваясь их духовным обрусением. Фундаментальные положения системы, ее средства обучения и церковной проповеди носили прогрессивный характер и включали использование родного языка в начальном обучении, организацию двуязычных (национально-русских) «инородческих» школ, создание письменности восточных народов на основе кириллицы, издание учебной, религиозной и другой литературы на родных языках, подготовку учителей из нерусских народов. Они легли в основу организации школьного образования народов Востока России в последней трети XIX – начале XX веков [5, с. 3].

Н. И. Ильминский целенаправленно занимался национальными школами и выделял несколько условий их эффективного развития в России: наличие нормативно-правовой базы такого образования; формирование особого содержания образования с учетом особенностей детей, их привычек и национальных традиций; подготовка и издание специальных пособий для национальных школ; создание особой системы подготовки учителей для работы в подобных школах. Созданные Н. И. Ильминским национальные школы назывались тогда «инородческими школами», и большинство из них, по мнению исследователей, действовали весьма успешно [1, с. 108].

Религиозно-образовательная концепция выдающегося педагога
Н. И. Ильминского  основана на идеях миссионерско-православной педагогики, посредством которой осуществлялись просвещение, начальное образование и приобщение российских инородцев к христианской вере, основам русского языка и русской культуры в целях сохранения единства российского государства [6, с. 13]. Большое внимание Николай Иванович уделял тому обстоятельству, что учителями в школах должны быть люди той же национальности, что и ученики. При этом к своим учителям Ильминский предъявлял высокие требования – они должны быть искренне верующими и получить педагогическое образование перед вступлением в должность.

После отмены крепостного права многие крестьяне Казанской и соседних губерний, кряшены, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, стали массово подавать прошения о переходе в ислам. По поручениям Святейшего Синода и Министерства народного просвещения Ильминский стал изучать ситуацию и искать возможные пути преодоления массового отпадения от христианства. Ему удалось найти поддержку своим смелым идеям в сфере христианского просвещения малых народов и получить значительное государственное ассигнование на свои проекты. Первым таким проектом стала Казанская центральная крещенотатарская школа, первым учителем и директором которой стал Василий Тимофеев. В школу стали привозить мальчиков и девочек из кряшенских деревень и обучать их Закону Божию, грамматике, географии на родном языке. Дети учились читать и писать на татарском языке, используя русский алфавит [3, с. 86]. В 1872 г. была открыта Казанская инородческая учительская семинария, директором которой стал сам Ильминский.

Таким образом, деятельность выдающегося просветителя
Н. И. Ильминского является многогранной и плодотворной, а его религиозно-образовательная концепция имеет огромное значение для развития этнокультурного образования в России.

 

Список использованных источников

  1. Андриенко, Е. В. Развитие этнокультурного образования в России (конец ХIХ – первая четверть ХХI в.) / Е. В. Андриенко, Т. Н. Гривенецкая. Текст : электронный // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 6. – С. 99–111. – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41670751 (дата обращения : 15. 12. 2020).
  2. Гималиев, В. Г. Н. И. Ильминский о роли родного языка в христианском просвещении нерусских народов Поволжья и востока России / В. Г. Гималиев. – Текст : непосредственный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им.
    И. Я. Яковлева. – 2011. – № 3 (71). – С. 52–56.
  3. Колчерин, А. Н. И. Ильминский (1822–1891 ) – педагогическая деятельность и миссионерское служение в Поволжье / А. Колчерин. – Текст : непосредственный // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2013. – № 4 (53). – С. 83–89.
  4. Мудролюбова, С. В. Миссионерская и просветительская деятельность  Н. И. Ильминского в Вятской губернии / С. В. Мудролюбова. – Текст : электронный // Новый исторический вестник. – 2006. – № 1 (14). – С. 185–189. – URL : http://nivestnik.ru/2006_1/9.shtml (дата обращения : 15. 12. 2020).

5.  Павлова, А. Н. Система Н. И. Ильминского и ее реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Павлова Алевтина Николаевна ; Чувашский государственный университет имени
И. Н. Ульянова. – Чебоксары, 2002. – 203 с. – Текст : непосредственный.

6.  Султанбаева, К. И. Генезис этнокультурных образовательных концепций в отечественной педагогике во второй половине XIX – начале XX веков : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Султанбаева Клавдия Ивановна ; Институт стратегии развития образования Российской академии образования. – Москва, 2018. – 44 с. – Текст : непосредственный.

Яковлев, Г. А. Н. И. Ильминский о сближении «инородцев» с русским народом / Г. А. Яковлев. – Текст : электронный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета
им. И. Я. Яковлева. – 2010. – № 3 (67). – С. 185–18

Запись опубликована в рубрике Просветители и просветительство в Среднем Поволжье.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий