ГОРШКОВА В. С., ГОРШКОВА Ю. В., г. Саранск. «РОЛЬ РАБОТЫ С ПОНЯТИЙНЫМ АППАРАТОМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ».

В настоящее время в рамках итоговой аттестации выпускников 9х и 11 х классов остается актуальной проблема решения заданий, связанных с обществоведческим понятийным аппаратом.  Данная проблема связана с недостаточным уровнем знания определений. Традиционно учащимся, попавшим в ситуацию терминологического затруднения, рекомендуют обращаться к словарям и энциклопедиям. Но, открыв их, они тут же сталкиваются с новыми трудностями. Многие определения терминов часто даются без выделения основополагающих признаков, грешат многословием, запутанностью, сложностью. содержание отдельных терминов в зависимости от времени, исторической обстановки, места употребления может несколько или даже основательно меняться. Еще В.О. Ключевский отмечал «быстрое изменение значения слов нашего книжного языка» и «необыкновенную быстроту, с какой в книжном употреблении у нас менялись значения слов, переходивших от одного смысла к другому» [3, с.11].

На основе данных ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются недостаточно хорошо. Объяснений здесь может быть несколько. Во-первых, большинство учебников по обществознанию не позволяют более полно подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.

Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.

В отдельных пособиях встречаются ошибки в определениях. В заблуждение может вводить информация, содержащаяся в интернет источниках, например, «Википедии», не всегда содержит точную и проверенную информацию. Выпускники в своих ответах транслируют эти ошибки, что в результате приводит к снижению результата ЕГЭ. Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.

Обратимся к анализу результатов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ. Так задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – проверяли знание и понимание биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п. В результате 86,1% (в 2018 г. – 84,6%)7 участников экзамена выполнили задание 2 на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне; 69,7% (59,6%) – задание 3 на соотнесение видовых понятий с родовыми; 61,3% (62,2%) – задание 1 на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц [ 4, с.6].

Независимо от проверяемого содержания выпускники 2019 г. испытали затруднения: – в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание 25 по критерию 25.1 8 – 32% выполнения (29,7%) [4, с.8].

Что необходимо сделать ученикам для успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Как усвоить понятия? Есть два способа. Первый — вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное. Второй способ — вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами. Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.

Ученикам необходимо усвоить логическую структуру работы с понятиями.

В данной структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь — очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.

4 способа дать определение понятию: Логический (родовидовой). Самый распространенный способ. Определяем узкое понятие через широкое и добавляем специфический признак. Вспомогательные слова: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация. Пример: Акция — это вид ценной бумаги, владельцы которой получаю дивиденды.

Описательный (семантический). Состоит из основных признаков объекта. Перечисляем основные признаки до того момента, пока под определение не начнут подходить другие понятия. Вспомогательные слова: совокупность, набор, система. Пример: Менталитет — это совокупность особого склада ценностных установок, стереотипов мышления, чувствования и поведения, выработанных на основе логичного и многопоколенного опыта соответствующей группы.

Генетический. Основан на происхождении не слова, а явления. Описывая происхождение предмета, перечисляем его существенные признаки. Вспомогательные слова: этап, период, ступень уровень, начальный, завершающий, между, следующий за. Пример: Наказание — это мера принуждения, назначаемая по приговору суда. Экономика – (это «процесс») изучает производство, распределение и потребление различных товаров и услуг [1, с.116].

Этимологический. Вспомогательный способ, который не может дать определение полностью. Обращаемся к происхождению слова, его переводу с латинского. Можно выучить распространенные приставки, корни, которые помогут определить смысл. Пример: Демократия — власть народа. Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»: Логический. Вид политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка. Описательный. Система взглядов, идей, течений, ориентированных на сохранение морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, государстве. Генетический. Идеология, возникшая как реакция на либерализм. Этимологический. От лат. conserve — сохраняю, охраняю. Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков — родовидовой. Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова. Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений. Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Республика». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, президент, выборы, народ. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Сразу первое задание, делает посыл к знанию понятийного аппарата. Вставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием — мы подбираем его под определение. Важно отметить, что здесь можно найти подсказки: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Выпускники часто не вчитываются и не обращают на них внимание, а зря. Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Главное необходимо учитывать, что одна тема — не значит одно основание для классификации. К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой [2, с.92].

Переходим к заданию 2. Найдите обобщающее родовое понятие. Сложности могут возникать, когда ребенок неправильно понимает, соответственно трактует задание и решает дописать слово, забывая, что нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.

Особые сложности вызывает задание 25, где необходимо объяснить, смысл указав при этом два важных ключевых признака, а затем составить два предложения по определенным требованиям. Главная особенность состоит в том, что если не раскрыт первый критерий, т.е. понятие, то задание не оценивается. Последнее задание, написать эссе, т.е. рассуждение по выбранной цитате. Здесь также необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Соответственно знание определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.

Таким образом, в основе обществознания – знание, обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.

Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Именно поэтому учащемуся, чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то обучающийся легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках и других пособиях, что позволит в дальнейшем пройти успешно итоговую аттестацию, сдав ОГЭ или ЕГЭ.

 

Список использованных источников:

 

  1. Баранов, П. А. Обществознание. Полный новый справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – Москва: АСТ, 2017. — 542 с. — Текст : непосредственный ISBN 97-5- 17-103573-0
  2. Баранов, П. А. Обществознание : Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену / П. А. Баранов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. — Москва : Издательство АСТ, 2017. — 255 с. Текст : непосредственный ISBN 978-5-17-103482-5
  3. Ключевский, В. О. Сочинения [Текст] : в 9 т. / том 7[под ред. В. Л. Янина]. — Москва : Мысль, 1987-1990. Текст : непосредственный — ISBN 5-244-00072-1
  4. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по обществознанию. – Текст : электронный // ФИПИ : официальный сайт. — http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2019/obshchestvoznanie_2019.pdf

 

 

Запись опубликована в рубрике Роль культурного наследия в реализации содержания образования в условиях полиэтнического региона. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий