БИКМУРЗИН Р. Ш., г. Саранск. «РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН В ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ В 1990-Е ГОДЫ».

Республика Татарстан одной из первых субъектов в Российской Федерации во второй половине 1980 – начале 1990-х гг. стала разрабатывать и применять на практике механизмы построения новой модели отношений с центральной властью [4, c. 598].

Усиление позиции политических сил, стремившихся к суверенитету и самостоятельному использованию природных богатств, нашло свое отражение в Декларации «о государственном суверенитете Республики Татарстан» 30 августа 1990 г., в самый разгар перестройки [3, c 47].

Идея суверенитета выступила реальным объединяющим фактором для большинства населения. Значительная часть граждан республики высказывалась за изменение статуса Татарстана, что достаточно убедительно продемонстрировали результаты голосования в парламенте Татарстана: «за» принятие Декларации о государственном суверенитете республики отдал свой голос 241 народный депутат (при одном воздержавшемся) из 242-х, присутствовавших на заседании Верховного Совета Татарстана 30 августа 1990 г.

Декларация закрепила реализацию неотъемлемого права татарской нации, всего многонационального народа республики на самоопределение, право его собственности на землю, недра и природные ресурсы. Татарский и русский языки были провозглашены государственными, всем гражданам была гарантирована равная ответственность перед законом, независимо от «национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений». В Декларации государственный суверенитет был провозглашен без ссылки на изначальную правосубъектность, что полностью согласуется с международно-правовыми нормами.

Общественно-политические движения Республики Татарстан не могли прийти к единому мнению, относительно дальнейшего развития событий. Сразу же после принятие Декларации о суверенитете произошли разногласия между политическими силами в Республике.

За полноправное и всестороннее членство Республики Татарстан в составе федерации выступали национально-патриотические силы. Несмотря на это в национальном движении не было единого мнения по вопросам продвижения республики к фактическому суверенитету. Свою радикальную позицию по дальнейшему выстраиванию диалога с центром отстаивала политическая партия Татарстана «Иттифак». Она выдвигала идею государственной и национальной независимости татарского народа [3, с. 248].

По поводу дальнейшего пути развития договорных отношений между Татарстаном и федеральным центром шла ожесточенная полемика в печати, проходили митинги.

Центристскую позицию занимало руководство Республики Татарстан в лице Председателя Верховного Совета ТССР М. Ш. Шаймиева. Руководство Татарстана в 1990-1991 гг. придерживалось позиции достижения признания союзного статуса центральными властями, достижение политической стабильности в республике.

На сессии Верховного Совета СССР, проходившей в ноябре 1990 г., Минтимер Шаймиев в своем докладе обосновал необходимость участия Татарстана в подписании нового союзного договора наравне с другими суверенными республиками. Союзные республики не поддерживали идею особого пути развития Татарстана.

Суверенитет Республики укрепился после учреждения института президентства. В. Н. Лихачев на заседании с руководителями групп Конституционной комиссии 1 февраля 1991 г. поднял вопрос о институте президентства: «…Мне кажется, надо идти в принципе на президентскую форму правления. Учитывая всю сложность переходного периода, необходима концентрация власти…» [5].

Драматические события происходили в период принятия института президентства в Татарстане. Верховный Совет Татарстана принял 13 мая 1991 г. два отдельных решения:

Первое решение было связано с проведением в Республике выборов Президента РФ.

Второе решение было связано с назначением выборов президента Республики Татарстан.

Лидер политической партии «Иттифак» (Союз) Фаузия Байрамова объявила политическую голодовку в знак протеста против выборов Президента РФ на территории суверенного Татарстана.

Данные события имели большой общественный резонанс в Республике. В городах ежедневно проходили, митинги.  Осознав последствия которые могут возникнуть чрезвычайная сессия Верховного Совета приняла решение о выборах по отдельным спискам. Что примечательно, выборы президента РФ не имели обязательного характера.

12 июня 1991 г. президентом Татарстана был избран М. Ш. Шаймиев. Вице-президентом республики стал В. Н. Лихачев. Председателем Верховного Совета РТ был избран Ф. Х. Мухаметшин. Выборы президента Российской Федерации не состоялись, так как большинство жителей не приняли в них участие.

Избранному президенту Татарстана М. Шаймиеву с целью стабилизировать обстановку и сохранить мир в Республике, пришлось маневрировать между национал-патриотическими силами и ориентированной на Москву парламентской оппозицией.

Накануне 1992 г. во всех средствах массовой информации для всенародного обсуждения был опубликован проект новой Конституции Татарстана. Сразу же после этого события, Верховный Совет РТ назначил на 21 марта 1992 г. референдум по вопросу о ее государственном статусе. Для всенародного одобрения на голосование вынесли следующий вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»

Вынесение данного вопроса на всенародное голосование с помощью референдума обострило отношение между Республикой и Россией.

Сам факт проведения референдума и вынесение на него такого вопроса, представителями центра, рассматривалось как попытка государственный переворот в масштабе всей России. Председатель Верховного Совета РФ Р. И. Хасбулатов в интервью газете «Известие Татарстана» публично пообещал доставить руководителей республики в Москву в железной клетке. В народе все чаще стали говорить о том, что вокруг границ Татарстана сконцентрированы российские войска. Началась активная агитация через средства массовой информации с призывом бойкотировать референдум. Конституционный суд РФ вынес постановление о том, что проводимый референдум в Республике Татарстан о принятие Конституции РТ, является незаконным так как он не соответствует конституционным нормам РСФСР. Ситуация усугубилась тем, что до декабря 1993 г. еще не была принята Конституция Российской Федерации, таким образом, во взаимоотношениях между Республикой и федеративными властями произошел конфликт. Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин при помощи средств массовой информации и центрального телевиденья обратился к жителям страны с призывом бойкотировать референдум [1, с. 332].

Безусловно, одним из важнейшим шагом на пути к закреплению суверенитета стало принятие 6 ноября 1992 г. Конституции Республики Татарстан. Первое слушанье проекта Конституции состоялось в мае 1992 г. на Х сессии Верховного Совета Татарстана. В ходе чтение проекта, Конституционной комиссией, под председательством М. Ш. Шаймиевым, были рассмотрены более 500 поправок, поступивших он народных депутатов, в том числе и от постоянной комиссии по проекту Конституции. Принятие основного закона позволило закрепить суверенитет и придать ей нормативно-правовую форму.

Можно говорить о том, что после принятие Конституции, Республика Татарстан продемонстрировала абсолютно не похожий на других путь к формированию общественно-политических взаимоотношений с центром, созданию демократического устройства, строительству новых подходов к вопросам национально-государственного устройства, складыванию гражданского общества и правового государства, к урегулированию межэтнических противоречий. Одновременно с тем, отсутствие стабильного правового поля в складывающихся взаимоотношениях между федеративным Центром и регионами не могло не отразиться на обострении противоречий между ними в видении путей формированию российского федерализма.

Подводя итог, можно констатировать то, что в период выстраивания общественно-политических взаимоотношений, складывающихся между Российской Федерацией и субъектами РФ в период так называемого «договорного» периода в истории России, возникла совершенно новая социально-политическая ситуация, которая способствовала снятию напряженности во взаимоотношениях Татарстана и Российской Федерацией. Все это способствовало стабилизацией социальной напряженности в самой Республике. Во многом благодаря выстраиванию договорных отношений с РФ с позиции особого статуса Республики Татарстан, политика на дальнейшие укрепление суверенитета, проводимая руководством Татарстана, была одобрена жителями Республики.

                                       Список использованных источников              

 

  1. Галямов, А. Г. История Татарстана и татарского народа. 1917 – 2013 гг. : Учебное пособие / А. Г. Галямов, И. Р. Миннуллин, А. Ш. Кабирова, А. А. Иванов, Р. Б. Гайнетдинов, Л. И. Алмазова .– Казань: КФУ, 2004.– 434 с
  2. Никулин, Н. М. Курс современной политической истории России (1985-2004): учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. 1992 – 2004 гг. / Н. М. Никулин. Моск. Гос. Ин-т медж. Отношений (ун-т) МИД России, каф. Всемирной и отечественной истории. – М. : МГИМО – Университет , 2006. – 560 с.
  3. Султанбеков, Б. Ф. История Татарстана: Учебное пособие. – Казань ТаРИХ, 2001. – 309 с.
  4. Усманов, М. А. История татар с древнейших времен в 7 томах / С. Б. Бахмустов. – Саранск, 2006. – 205 с.
  5. Протокол совещания с руководителями подготовительных групп Конституционной комиссии Татарской ССР у руководителя рабочей группы Р.Ш. Шамгунова от 1 февраля 1991 г. // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2062 а.

 

Запись опубликована в рубрике Роль культурного наследия в реализации межнациональных и межконфессиональных отношений в контексте диалога культур.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий