БАЗЕЕВ О. В., г. Саранск, «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ИНТЕРНЕТ: ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ».

Как известно, Русская православная церковь в своей деятельности привлекает различные каналы массовой коммуникации с миссионерскими целями, а также для поддержания и обеспечения необходимой в современных условиях интенсивности информационного обмена.

Для РПЦ одной из основных функций интернета стало создание системы электронного документооборота, которая позволяет синодальным структурам, административным подразделениями, а также конфессиональным учебным заведениям (семинариям, духовным академиям) эффективнее координировать свою деятельность.

Общепризнанно, что интернет стал если не главным, то одним из основных информационных каналов в современном мире, внутри которого, помимо прочего, появляются и циркулируют новости о жизни и деятельности православной церкви и, шире, православного сообщества сегодняшней России.

В связи с этим, выдающийся современный православный мыслитель протоиерей Всеволод Чаплин отмечал, что «интернет – это находка для православного интеллектуального пространства, потому что интернет – это СМИ для бедных. Именно в силу этого удельный вес православной мысли, православной информации, православного общения в интернете гораздо выше, чем на телевидении и в газетах… У нас каждую неделю появляется несколько десятков серьезных текстов на религиозно-общественные темы, и большая их часть, наверное, девять десятых из них публикуется именно в интернете» [6, с. 24].

Интернет это свободная среда, практически не стесненная идеологическими и формальными рамками, которые действуют в «больших СМИ», кроме того, здесь действуют другие коммерческие схемы. Поэтому спектр тем, искусственным образом суженный в современном медийном мэйнстриме (печатных изданиях, на радио и телевидении), здесь выглядит значительно шире. Для РПЦ с ее достаточно консервативными ценностными установками эта ситуаций создает определенные риски и вызовы.

Важнейшая роль, которую играет интернет в жизни РПЦ, состоит в том, что это единственная на сегодняшний день площадка межрелигиозного диалога Церкви как с другими христианскими конфессиями (например, с католиками), так и с мусульманами. Причем в данном случае диалог идет не на официальном уровне, а на уровне рядовых членов религиозных организаций и активистов. В реальной жизни представители разных религий и конфессий достаточно редко встречаются для обсуждений широкого круга вопросов. В интернете же они вступают в одно пространство. Прежде всего, речь идет об интерактивных форумах и обсуждении материалов на сайтах интернет-СМИ.

С другой стороны, необходимо констатировать, что для православного и воцерквлённого человека виртуальное сообщество не может заменить участия в церковных службах и таинствах.

Более того, члены виртуальных интернет-сообществ своими «слишком вольными (если не сказать – фривольными)» дискуссиями могут создавать проблемы для Церкви. Так, епископ Амфипольский Василий (Осборн) задается по этому поводу риторическим вопросом: «Посмотрите, люди у церковной ограды, те, которые находятся в самом начале духовного пути, получают возможность высказывать свои мнения всему миру. Такие миряне считают, что точно знают, как нужно поступать в той или иной ситуации, и готовы громко говорить об этом. Как в интернете отделить их частные мнения от позиции Церкви?» [2].

Именно эта проблема побудила Синод Русской православной церкви принять постановление «О некоторых аспектах информационной деятельности Церкви», в котором говорится о том, что статусом официальной информации Русской Православной Церкви могут обладать только документы церковного Священноначалия, официальные информационные материалы о его деятельности, о других важнейших событиях, происходящих в Церкви, или о занятой ее Священноначалием позиции по тем или иным вопросам. Данная информация может излагаться в форме документов, информационных сообщений или комментариев, данных по благословению Священноначалия и доступных в форме текста. Официальной информацией не могут считаться авторские статьи, интервью, дискуссионные выступления, публицистические тексты, устные комментарии [3].

Кроме того, интернет, благодаря своей сетевой структуре создает питательную среду для разного рода религиозно-общественных движений, которые могут декларировать свою приверженность к РПЦ, но реально узнать, получает ли их деятельность на практике одобрение официальных церковных иерархов, зачастую не представляется возможным.

Существует и ряд сложностей, связанных с возможностями анонимности и псевдонимности, которые предоставляет интернет. Через интернет могут распространять свое влияние, манипулировать обществом и оказывать давление на власть маргинальные группы. Действительно, сайт, сделанный группой из трех человек и реально представляющий только эту группу из трех человек, может выглядеть гораздо солиднее, чем сайт большой и вроде бы многочисленной церковной организации.

Поэтому от лица «православной общественности» могут выступать группировки, придерживающиеся совершенно разных взглядов и преследующие совершенно разные цели. Кроме того, часто создается некая тема или явление, которое в виртуальном мире не соответствует своей доле в мире реальном. Это один из способов манипуляции и изменения повестки дня, например – в межхристианских или, по другому, внутрихристианских отношениях (в первую очередь, между РПЦ и католиками, поскольку отношения Церкви с протестантскими церквями и общинами, прямо скажем, оставляют желать лучшего).

Для православной церкви интернет является всего лишь еще одним инструментом ведения миссии, каким когда-то стал печатный станок, в отличие, скажем, от религиозных и около-религиозных движений, возникающих в постиндустриальную эпоху, для которых глобальная паутина является зачастую единственным эффективным средством распространения своих идей.

Тем не менее, Русская православная церковь (как, например, и российская традиционная умма, буддийская сангха, представители российского иудаизма) активно использует интернет в своей информационной деятельности, поскольку он в большей степени, чем другие медийные каналы соответствует потребностям и возможностям религиозных организаций в информационной сфере.

В значительной мере присутствие РПЦ в Сети ограничивается «вещанием» как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию, интерактивный потенциал и возможность «обратной связи» задействованы в меньшей степени.

Церковь считает интернет пространством для ведения миссии и постепенно, но неуклонно наращивает количественно и качественно свое в нем присутствие. Так, от года в год растет число православных сайтов [см., например: 1; 4; 5].

В то же время деятельность Русской православной церкви в интернете осложнена двумя факторами.

Первый фактор заключается в том, что интернет способствует выражению радикальных мнений и становится питательной средой для экстремистских движений, позиционирующих себя в качестве легитимных представителей традиционных религий, в том числе и православия.

Второй фактор заключается в жесткой и, признаем, весьма агрессивной конкуренцией, которую испытывает РПЦ со стороны эзотерических, языческих и квазирелигиозных движений, разнообразных верований и культов New Age, природа которых более органична сетевой организации интернета.

Литература

 

  1. Азбука веры. Православный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: www.azbyka.ru
  2. Василий, епископ. Интернетом заражены многие, но лишь некоторые не смогли устоять / епископ Василий // Церковный вестник. – 2004. – №1-2. — Интернет-версия издания. [Электронный ресурс]. – URL: (http://www.tserkov.info/tio/?ID=4022).
  3. Заседание Священного Синода РПЦ от 16.07.2005 г. Журнал № 64 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mospat.ru/text/decisions/id/9730.html
  4. К Истине. Миссионерско-апологетический проект РПЦ. [Электронный ресурс]. – URL: www.k-istine.ru
  5. Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева. Сайт. [Электронный ресурс]. – URL: www.mission-center.com
  6. Чаплин, В. Единственный способ обеспечить церковный авторитет в сети – качество работы тех, кто делает церковные интернет-ресурсы / В. Чаплин // Справочник-путеводитель «Православный Интернет». – М., 2004. – С. 24–26.
Запись опубликована в рубрике Роль культурного наследия в реализации межнациональных и межконфессиональных отношений в контексте диалога культур.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «БАЗЕЕВ О. В., г. Саранск, «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ИНТЕРНЕТ: ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ».»

  1. kmasha25@yandex.ru говорит:

    С актуальностью данной статьи трудно не согласится. Сейчас как раз такое время, когда все происходит через интернет. И не удивительно что эта сеть дошла и до РПЦ. Конечно тут все двояко. С одной стороны с помощью сети можно просвещать людей в религию ( как вариант с помощью тематических сайтов). С другой, есть риск увеличения экстремизма. Возможно нужно как то сгладить этот момент. Но вот тут остро стоит вопрос как?

  2. Vedyashkin M говорит:

    Считается, что религия — вещь очень консервативная. Распространено мнение, что интернет, гаджеты и прочие новые технологии во многом противоречат истинным религиозным чувствам.В последние годы интернет широко распространился и занял значительное место в жизни людей. Православная Церковь заметила эти новые изменения в мире и освоила просвещение через интернет. Что как раз и было отмечено автором в данной статье. Современные технологии, в целом, расширяют возможности общения и обмена информацией. Взаимоотношения Церкви и интернета весьма специфичны. С одной стороны, у каждого монастыря, епархии и даже крупных приходов есть свои сайты, странички в соцсетях. Существует масса православных информационных ресурсов, на которых можно найти массу полезной информации. С другой стороны на просторах интернета много негативной информации, которая оскверняет роль религии в жизни общества.

Добавить комментарий