ВОРОНКОВА Л. В., СВЕЧНИКОВА С. В.. г. Орел. «ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ».

Россия исторически является многонациональной страной, которая формировалась и развивалась именно в рамках диалога этнических общностей, конфессий и культур. Путь к диалогу не всегда был мирным, но очевидное этническое и конфессиональное многообразие государства делало путь сотрудничества и согласия единственным реалистичным вариантом государственной политики. В ХХ в. межэтнический диалог и равенство всех элементов советского народа были одними из основных констант политики СССР. Однако они оказались разрушенными вместе с самим Советским Союзом, и период 90-х гг. для России и других осколков СССР стал не самым простым с точки зрения этноконфессиональных отношений. Во многом поэтому Россия постепенно начала возвращаться к прежней политике и в ХХI в. продолжает оставаться государством, сознательно выбирающим курс на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений, видящим этнокультурное многообразие одним из центральных элементов своей внутренней политики, фундаментом общественного развития. Это четко отразил В.В.Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос»: «одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие» [Путин]. При этом наш президент не раз высказывал критику западной либеральной мультикультурной модели, нацеленной на интеграцию в общество мигрантов, и неизменно при этом подчеркивал особый исторический фундамент российского многонационального государства и единого русского народа [Путин].

Сохранение такого вектора российской политики (с учетом негативного российского и мирового опыта рубежа XX-XXI в.) продемонстрировали поправки в Конституцию, принятые на референдуме в 2020 г. В новой редакции Конституции, с одной стороны, косвенно русский народ признан государствообразующим (в статье про государственный язык), с другой стороны, подчеркнуто, что он входит в «многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». [Полный текст…] Также подчеркивается многонациональный характер российской культуры и необходимость сохранения «этнокультурного разнообразия». Таким образом, фактически межнациональный диалог и стабильность стали одним из приоритетов внутренней политики современной России.

Хотя нельзя не признать, что по-прежнему сохраняются определенные межнациональные проблемы, как оставшиеся в наследие от эпохи краха советского государства, так и являющиеся следствием глобальной тенденции роста популярности национализма и ксенофобии. А следствием современных глобальных процессов, например, очевидной активизации во всем мире исламского фундаментализма, стали также межконфессиональные проблемы, проявившиеся в последние десятилетия в России.

Ситуация осложняется и особенностями современной информационной цивилизации, где частью общественных процессов, в том числе и межнационального и межконфессионального диалога стало интернет-пространство с его социальными сетями, ставшее для современной молодежи одним из неотъемлемых элементов жизнедеятельности, социальной идентификации, процесса социализации в целом, включающего в себя ныне количество комментариев, репостов, лайков и дизлайков и т.д. С одной стороны, интернет-пространство, социальные сети, мессенджеры создают уникальные возможности общения без границ, получения информации, развития социокультурных проектов, но, с другой стороны, они также приводят к появлению новых проблем, связанных в том числе с резкой активизацией экстремистской пропаганды, нацеленной на разжигание межнациональной и межконфессиональной розни, сектантства и т.д. Кроме того, под влиянием чувства ложной анонимности, когда кажется, что никто не знает, кто скрывается под ником пользователя, проблемами интернет-пространства стали кибербуллинг, троллинг, флейминг, хейтерство и др.

В итоге перед образовательными организациями, одной из главных функций которых является воспитание молодого поколения, стоят сложные задачи сохранения межэтнического и межконфессионального согласия. Это отражено и в новой редакции закона об образовании, который так определяет воспитание: «деятельность, направленная на…. формирование у обучающихся…бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации». [Федер. закон] Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева как опорный вуз региона несет ответственность за реализацию государственной политики в данной сфере, за воспитание молодого поколения Орловщины. Стоит особо отметить, что в Орловской области в настоящее время сохраняется достаточно стабильная межэтническая и межконфессиональная обстановка. Хотя в регионе проживает более 70 этносов, тем не менее 96% жителей – русские [В Орле…], основная масса которых идентифицирует себя в качестве православных. По заявлению Т. Шевцовой, главы департамента образования: «Орловщина входит в число субъектов со стабильной межнациональной ситуацией. У нас нет серьёзных конфликтов на национальной почве, а уважать религию, обычаи и традиции других народов учат со школьной скамьи».[В Орле…]

Поэтому перед ОГУ имени И.С. Тургенева не стоит вопрос о решении сложных внутренних региональных задач, но это не дает нам оснований для самоуспокоения. И в нашем стабильном регионе необходимо продолжать активно заниматься профилактикой ксенофобии, экстремизма, планомерно работать над сохранением межконфессионального и межнационального диалога. Необходимо также отметить постоянно растущее число иностранных студентов и необходимость выстраивания дружественной межнациональной и межконфессиональной атмосферы в самом университете с каждым новым набором.

Исторические и педагогические науки играют особую воспитательную роль в университетской среде, само их содержание способствует реализации воспитательных задач. На историческом факультете ОГУ имени И.С. Тургенева выстроена комплексная система поддержания межконфессионального и межэтнического диалога, противодействия разжиганию розни и экстремизму в рамках учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности, нацеленная на диалог культур, использование регионального, отечественного и мирового культурного наследия как важного элемента воспитания личности, обладающей развитым гражданским самосознанием.

Например, при изучении теоретического материала по определенной учебной теме в рамках учебных дисциплин, а именно: «Педагогика», «Новая и новейшая история», «Новейшая история стран Азии и Африки», «Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: история и современность», «История международных отношений», «История мировой и отечественной культуры», «История мировых религий», «Внешнеэкономические и культурные связи Орловской области со странами Европы», «Культурно-религиозные традиции современного мира» рассматриваются проблемы межнационального и межконфессионального диалога. Студенты получают задания для разработки научно-исследовательского проекта, по предложенным педагогом темам, например: «Немецкое кино как средство нацистской пропаганды»; «Проблема денацификации немецкого кино после Второй мировой войны»; «Плакат как средство тоталитарной пропаганды», «Национальные школы в России: прошлое, настоящее, будущее, «художественный образ России как модель взаимодействия культур». Результаты научного исследования студенты защищают в рамках студенческой научно-практической конференции, которая проводится ежегодно в формате работы международной организации ЮНЕСКО по проблемам «Война и мир: проблемы сохранения культурного наследия», «Национализм в сфере культуры: проблемы и перспективы», «Культура как фактор цивилизационного развития: достижения и противоречия».

Члены научного студенческого общества организуют диалог сверстников и специалистов на заседании дискуссионного клуба «Времена истории» по следующим темам: «Этноконфессиональные проблемы в современном мире», «Межконфессиональные отношения: от конфронтации – к диалогу», «Мультикультурализм в XXI веке», «Межкультурные взаимодействия молодежи в современном мире». А для будущих педагогов ежегодно проводится конкурс воспитательных программ и проектов «Ступени».

В рамках приобщения студентов к социальной и общественной деятельности на базе исторического факультета в 2019 году было создано молодежное объединение «Кибердружина», которое в первую очередь ориентировано на работу в интернет-пространстве и направлена на противодействие негативным политическим и социокультурным явлениям и процессам в молодежной среде. Основными направлениями работы Кибердружины являются: просветительская деятельность по проблемам политического и религиозного экстремизма и терроризма; профилактика распространения экстремистской символики в социальных сетях; воспитательная деятельность, направленная на формирование у студенческой молодежи механизма защиты от воздействия технологий манипуляции массовым сознанием.

Мы считаем, что данный диалог специалистов – педагогов – студентов   позволяет нам решить задачу:  освоения студентами  современных гуманитарных технологий, направленных на формирование навыков конструктивного взаимодействия на различных уровнях мультикультурного общества и навыков межкультурной коммуникации и организации образовательной среды в условиях полиэтничного и поликонфессионального социума.

 

 

Литература:

  1. В Орле обсудили межнациональные и межконфессиональные вопросы. URL: https://regionorel.ru/novosti/society/v_orle_obsudili_mezhnatsionalnye_i_mezhkonfessionalnye_voprosy/
  2. Обучение иностранных студентов. URL: http://oreluniver.ru/international/ms/ois
  3. Полный текст поправок в конституцию: что меняется. URL: http://duma.gov.ru/news/48045/
  4. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Российская газета. 01.2012. URL: https://rg.ru/2012/01/23/nacvopros.html
  5. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html

 

Запись опубликована в рубрике Роль культурного наследия в реализации межнациональных и межконфессиональных отношений в контексте диалога культур.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий