Хайбы А. Ю., г. Саранск. ««Основы религиозной культуры и светской этики»: потенциал и перспективы учебной дисциплины»».

Внедрение в учебный процесс  российских школ дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» (далее по тексту ОРКСЭ) стало возможным только в постсоветский период. В советской школе об этой важнейшей сфере культуры и, шире, человеческой жизни говорилось чрезвычайно скупо и исключительно в атеистическом ключе, с обязательным негативным подтекстом небезызвестного клейма «опиум для народа». Об этом, в частности, пишет философ В. И. Жданова: «Понятия духа и души были практически вытеснены на периферию философского познания и педагогической практики. Не были востребованы духовные основания как несущие и направляющие моменты общеобразовательного, социокультурного развития и самоопределения личности учащегося, что приводило к искажению направленности и характера его социализации» [2, с. 40].

Кроме того, говоря об актуальности ОРКСЭ, необходимо учитывать и наши отечественные реалии последних двух с половиной десятилетий. Об этом, в частности, пишет историк образования Т. А. Козлова: «Несмотря на модернизацию системы образования, до сих пор многие проблемы остались не только не решенными, но и усугубились. К таким проблемам, на наш взгляд, относится и духовно-нравственное воспитание молодежи. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовно-нравственного здоровья современного общества. Бездуховные и безнравственные пороки одурманили молодежь и «захватили» сознание уже не одного поколения. Произошло смешение понятий добра и зла, искажены представления об истине, долге, чести, совести и в целом о смысле жизни» [3, с. 47].

ОРКСЭ представляет собой учебную дисциплину, которая включена Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента.

ОРКСЭ – это культурологический курс для всех: верующих, атеистов и тех, кто не определил себя по отношению к религии. Его целью является ознакомление детей с той или иной религиозной культурой.

Как известно, в основу ОРКСЭ положен так называемый «модульный» принцип, в соответствии с которым родители учеников, как их «законные представители», имеют право выбрать один из модулей. Иными словами, родители принимают решение, будут ли изучать их дети какую-то отдельную религиозную культуру, или совокупность культур мировых религий, или не изучать религиозную культуру, в принципе (в ОРКСЭ предусмотрен и такой вариант в виде постижения норм светской этики, в духе небезызвестного детского стихотворения советского стихотворения Маяковского о том, «что такое хорошо и что такое плохо»).

Таким образом, в рамках ОРКСЭ на выбор предлагаются шесть модулей: «Основы православной культуры» [4], «Основы исламской культуры» [5], «Основы буддийской культуры» [6], «Основы иудейской культуры» [7], «Основы мировых религиозных культур» [1], «Основы светской этики» [9]. По названию модулей хорошо видно, что приоритет был отдан изучению культуры конфессий, которые в нашей стране принято считать традиционными – Русской православной церкви, мусульманской суннитской умме, буддийской (ламаистской) сангхе и иудейской синагогальной церкви. Так, протестанты фактически не получили «представительства» в модулях ОРКСЭ, несмотря на то, что их история в России тоже насчитывает не одно столетие.

Сначала данный предмет имел статус пилотного проекта и не распространялся на все школы страны. С апреля 2010 г. он был введен в качестве эксперимента и апробации в 19 субъектах РФ. Апробация была признана успешной – и с 1 сентября 2012 г. по настоящее время ОРКСЭ преподается во всех общеобразовательных учреждениях страны, в 4 и 5 классах.

Учебный предмет ОРКСЭ представляет собой целостный учебно-воспитательный комплекс. По большому счету, все модули дисциплины тесно взаимосвязаны – по своим педагогическим целям и задачам, требованиям к эффективности усвоения и доступности содержания уроков, на которых дети в возрасте от 10 до 11 лет постигают сложный мир (правильнее сказать, миры) религиозных культур. Кроме того, предмет ОРКСЭ множеством смысловых нитей связан фактически со всеми школьными дисциплинами гуманитарного цикла, но, прежде всего – с историей, как отечественной, так и зарубежной, от Древнего мира до Новейшего времени.

Необходимо подчеркнуть, что ОРКСЭ как учебная дисциплина носит исключительно культурологический и религиоведческий характер. В связи с этим, например, сравнение модуля «Основы православной культуры» с «Законом Божьим», иногда звучащее в средствах массовой информации, представляется безосновательным. Рассматриваемая дисциплина призвана сформировать у детей общие представления о нравственных ценностях тех или иных религиозных систем (или, как альтернативный вариант, об общепринятых с позиций «светской» этики правил поведения). К тому же занятия по ОРКСЭ базируются на концептуальном принципе диалогового обучения, в основе которого, в свою очередь, лежит представление о многоликости, многообразии и многогранности мира, и связанное с ним вполне естественное желание ребенка узнать, каким видит мир другой человек.

Для учителя, работающего с учебным предметом ОРКСЭ, важно показать учащимся те культурные поля, в которых существуют различные конфессии. Поэтому на эстетическую сторону религиозных культур (произведения искусства, музыка) следует обратить особое внимание учеников.

Главной, можно сказать – стратегической целью «Основ религиозной культуры и светской этики» является создание у младшего подростка мотивации к нравственному поведению. В основе же этой мотивации лежит воспитание в ребенке уважительного отношения к традициям своей страны во всем их этническом и конфессиональном многообразии. На наш взгляд, эта мотивация также формируется в плоскости проблематики межкультурного диалога, например – православно-исламского диалога, который в постсоветской России переживает период бурного развития и выступает, к слову, в качестве важнейшего фактора сохранения этноконфессиональной и политической стабильности.

Указанной выше цели подчинены задачи учебной дисциплины ОРКСЭ, среди которых необходимо выделить следующие.

Во-первых, это общее ознакомление учащихся с основами религиозной культуры (православной, мусульманской, ламаистской, иудейской, в целом – мировых религий) или с основами светской этики.

Во-вторых, это привитие младшим школьникам понимания важности нравственности в повседневной жизни.

В-третьих, это формирование у учащихся целостного восприятия мировой и отечественной истории и культуры, поскольку история религий, культурные традиции и особенности религий буквально пронизывают всё историческое бытие человечества.

В-четвертых, это формирование у младших школьников установок толерантного поведения, в основе которого опять-таки лежит уважение к другим, «иным», «не своим» культурам, религиям, традициям. На крайнюю важность и злободневность этой задачи обращают внимание исследователи Н. В. Шабуров и А. В. Юдин: «Многочисленные межрелигиозные конфликты в современном мире, – пишут они, – обуславливают важность обращения к категории межрелигиозной толерантности… Сложность проблемы заключается в том, что в основных мировых религиях имеются сильные традиции религиозной нетерпимости, связанные с убежденностью в обладании абсолютной истиной и представлениями об иноверцах как врагах истинной веры. В то же время история ХХ столетия показала, что альтернативы терпимости в отношениях между религиями не существует, и потому поиски принципов толерантности в самих мировых религиях являются насущной необходимостью» [8, с. 47].

Таким образом, на сегодняшний день ОРКСЭ представляется оптимальным развитием данного направления образовательного процесса, когда религиозная культура постигается на разных ступенях школьного обучения.

 

Список использованных источников

 

  1. Беглов, А. Л. Основы религиозной культуры и светской этики: Основы мировых религиозных культур / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина,
    Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов. – М. : Просвещение, 2010. – 80 с.
  2. Жданова, В. И. Религиозно-философские концепции о проблеме аксиологических оснований образования в России / В. И. Жданова // Философия отечественного образования: история и современность : сб. ст. – Пенза, 2009. – С. 40–42.
  3. Козлова, Т. А. Духовно-нравственное становление молодежи в контексте образования / Т. А. Козлова // Философия отечественного образования : история и современность : сб. ст. – Пенза, 2009. – С. 47–48.
  4. Кураев, А. В. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М. : Просвещение, 2010. – 96 с.
  5. Латышина Д. И. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы исламской культуры. 4–5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / Д. И. Латышина, М. Ф. Муртазин,
    А. Я. Данилюк. – М. : Просвещение, 2010. – 78 с.
  6. Чимитдоржиев, В. Л. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы буддийской культуры. 4–5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / В. Л. Чимитдоржиев. – М. : Просвещение,
    – 80 с.
  7. Членов, М. А. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы иудейской культуры. 4–5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / М. А. Членов, Г. А. Миндрина,
    А. В. Глоцер. – М. : Просвещение, 2010. – 96 с.
  8. Шабуров, Н. В. Межрелигиозная толерантность. Программа курса повышения квалификации / Н. В. Шабуров, А. В. Юдин // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. – № 8. – С. 47–50.
  9. Шемшурина, А. И. Основы светской этики. 4 класс. Учебник /
    А. И. Шемшурина. – М. : Просвещение, 2014. – 160 с.
Запись опубликована в рубрике Роль культурного наследия в реализации межнациональных и межконфессиональных отношений в контексте диалога культур.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Хайбы А. Ю., г. Саранск. ««Основы религиозной культуры и светской этики»: потенциал и перспективы учебной дисциплины»».»

  1. Kirill говорит:

    Данная статья интересна тем , что в ней поднимается роль религий в современном мире.Автор ищет способы разрешения проблем в стране опираясь на различные высказывания ученных , дает понятие и цели ОРКСЭ .
    Было интересно узнать о том ,что такое ОРКСЭ о его целях и принципах.

Добавить комментарий