Митряев Д. А., г. Саранск. «Применения активных методов обучения в современном образовательном процессе».

Современный образовательный процесс является неотъемлемой частью развития общества. Можно сказать о том, что они находятся в прямой зависимости – если происходят качественные и количественные изменения в обществе, то и меняется программное содержание дисциплин, изучаемых в школе. В наш двадцать первый век мы можем наблюдать, что целесообразно вписались в образовательный процесс уроки цифры и финансовой грамотности, что также вызвано общественным заказом. На смену традиционным формам обучения приходят инновационные, и в целом, инновации становятся неотъемлемой частью нашей жизни.

Инновационный процесс – это многоаспектная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Что же касается педагогической инноватики, то процессы по ее внедрению соответствуют несколько иному алгоритму. Более подробно алгоритмы введения новшеств в педагогике описал в своих трудах Павел Иванович Пидкасистый [7].

В связи с современной ситуацией в системе образования необходимо разобраться, какие из методов и форм обучения мы будем считать традиционными, а какие инновационными. В наиболее широком понимании к традиционным методам обучения относятся те технологии, которые сложились еще к семнадцатому веку под влиянием дидактики Яна Амоса Каменского [1]. На основе этого можно выделить ряд признаков, которые характеризуют традиционную систему обучения: обучающиеся одного возраста и уровня подготовки составляют группу – класс; класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; основным ядром обучения является урок; каждый урок посвящен одному предмету или теме; бразды правления отданы в руки учителю, он руководит, оценивает, определяет уровень обученности каждого ученика в отдельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными задачами традиционной системы обучения является воспитание личности с заданными свойствами. То есть обучение направлено на получение знаний, умений и навыков, а не на всестороннее развитие личности ребенка.

Однако, несмотря на опыт прошлого, сейчас мы имеем в своем арсенале большой багаж разнообразных педагогических технологий. Так можем ли мы назвать традиционные методы обучения инновационными? Безусловно, реализация данных методов позволяет вовлечь в деятельность всех обучающихся класса, что немаловажно при существующем личностно-ориентированном подходе. Личностно-ориентированные технологии в своей совокупности представляют собой синтез основ гуманистический философии, педагогики и психологии. Отсюда мы получаем основную ценность образовательного процесса – целостную личность обучающегося, которая стремится к реализации своих возможностей. Таким образом, эти технологии являются диаметрально противоположными традиционному обезличенному подходу, предлагают атмосферу любви, сотрудничество, создают условия для творчества и саморазвития личности обучающегося.

Целесообразно реализовывать активные методы обучения в рамках педагогики сотрудничества. Ядром такой концепции являются отношения сотрудничества как главная идея, цель, форма воспитания и обучения. Таким образом, в основе образовательного процесса лежат качественно новые отношения с обучающимися, строго исключающие любые виды принуждения к учению. На смену принуждению приходит мотивация и вовлечение их в совместный труд и коллективное творческое дело, целью которых является освоение дисциплин и стремление к саморазвитию [4, с. 20]. Таким образом, важнейшим элементом педагогики сотрудничества является гуманистическая ориентация воспитания, постановка личности в центр всей образовательной системы.

Неотъемлемой частью успешной реализации активных методов обучения является опора на педагогику интенсификации деятельности обучающихся. Следует помнить, что не любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. Особо здесь следует отметить систему обучения                           В. Ф. Шаталова и Е. Н. Ильина.

Согласно методике В. Ф. Шаталова обучающийся выступает в качестве точки отсчета учебно-воспитательного процесса. По мнению исследователя, ученики должны самостоятельно осваивать новый материал, определенную его часть, открывая для себя законы, разрабатывая опорные схемы и таблицы. То есть, обучение должно носить опережающий характер [5, с. 141].

Согласно методике Е. Н. Ильина ведущим ориентиром подготовки учителя должен выступать обучающийся с его психолого-возрастными особенностями, мировоззрением и личной позицией. Логично, прибегая к данной методике, включать жизненный опыт обучающихся в этапы урока. К примеру, на уроке истории соединять жизнь обучающегося с жизнью того или иного исторического деятеля. Педагог должен поддерживать инициативы обучающихся при выборе темпа преподавания, темы дискуссии или реферата.

Крайне актуально совместить активные методы обучения и дифференцированный поход. В дифференцированном обучении важным является следующий тезис: «каждый обучающийся, несмотря на свои психофизиологические особенности, должен достичь обязательного уровня подготовки по тому или иному предмету (уровня освоения основного учебного материала)» [2]. Внедрение технологий дифференцированного обучения в реальной школьной практике предполагает установку ряда требований, которые согласно образовательному стандарту, равны для каждого ученика. Таким образом, учитель должен создавать комфортные благоприятные условия для каждого из обучающихся, оказывать вариативную методическую поддержку.

Обобщая вышесказанное, мы можем говорить о том, что дифференцированное обучение – это одна из форм организации учебной деятельности, при которой педагог работает с малой группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств [5, с. 153]. Данный вид обучения осуществляется по двум направлениям: внешнему и внутреннему. Внешнее, более широкое и масштабное, представляет собой организацию нескольких образовательных организаций разного типа, основывающихся на педагогической инноватике. Внутреннее направление – это внутришкольная внутрипредметная дифференциация.

Вслед за Б. Ф. Скиннером мы считаем, что неотъемлемой частью активных методов обучения является применение технологий программированного обучения. Данный метод был предложен еще в 1954 году ученым-исследователем Б. Ф. Скиннером в США. В России разработками данных технологий занимались П. Я. Гальперин и                                  Л. Н. Ланда. В наиболее общем виде данная концепция направлена на повышение эффективности управленческой базы образовательного процесса, основываясь на кибернетический подход [5, с. 157].

В рамках реализации данной концепции целесообразно выделить ряд следующих признаков: принцип индивидуализации – профессиональная переподготовка или повышение квалификации педагогических кадров с целью формирования у них гуманистического подхода к индивидуальным особенностям обучающихся и созданию собственных образовательных маршрутов; принцип гибкости – внедрение основной и вариативной части в образовательную систему; принцип элективности – предоставление возможности обучающимся самостоятельно выбирать тот или иной образовательный маршрут; принцип контекстности – предполагает взаимосвязь между теоретическими знаниями, полученных на занятиях, и их реализации на практике [6, с. 2 ].

Таким образом, программированное обучение можно рассматривать в качестве процесса формализации обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора, то есть прямого сотрудничества учителя с обучающимся.

Нельзя оставить без внимания и технологию модульного обучения. Впервые данная система была использована в 60–70 гг. двадцатого века в США. Модульное обучение – это педагогическая технология, при которой обучающиеся осваивают программный материал, разбитый по конкретным модулям. Учебный модуль выступает в качестве центра методической организации учебной дисциплины [3, с. 787]. Ведущей целью такого обучения выступает всестороннее развитие личности обучающегося путем создания гибкого содержания обучения, своеобразной подстройки, дидактической системы к индивидуальным психолого-возрастным особенностям ребенка.

Отметим и технологию развивающего обучения. В отечественной науке данная идея принадлежит выдающемуся психологу                               Л. С. Выготскому, который еще в 30-е годы двадцатого века говорил о том, что обучение должно идти впереди развития и быть направлено на развитие ребенка как его основную цель. Данное обучение направлено на получение обучающимися разнообразных сведений об окружающей действительности, необходимых для оптимальной общественной деятельности. Обучающийся здесь выступает в качестве активного субъекта деятельности, самостоятельно ставит цели и задачи саморазвития и посредством творческой деятельности достигает их [5, с. 162].

Обобщая вышесказанное, мы можем с уверенностью говорить о том, что логично синтезировать традиционные и инновационные методы обучения, так как порой без традиционных методов просто не обойтись. Необходимо, чтобы традиции и инновации шли рука об руку и дополняли друг друга.

 

Список использованных источников

  1. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. – СПб.: Типография А. М. Котомина, 1875. – 281 с.
  2. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://1сентября.рф : издательский дом «Первое сентября». – URL: http://his.1september.ru/2000/no08.htm
  3. Королёва, В. В. Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста / В. В. Королёва // Молодой учёный. – 2015. – № 3. – С. 787–790.
  4. Костерина, Э. Н. Педагогика сотрудничества как фактор гуманизации образовательной среды / Э. Н. Костерина, Н. А. Лазарев // Молодой учёный. – 2016. – № 16. – С. 20–21
  5. Мандель, Б. Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. – М. : Берлиц: Директ-Медиа, 2017. – 342 с.
  6. Мухамедшина, А. В. Реализация технологии программированного обучения в информационно-образовательной среде / А. В. Мухамедшина // Концепт. – 2012. – № 10. – С. 1–8.
  7. П. И. Пидкасистый Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М. : Моск. пед. ун-т. – 269 с.
Запись опубликована в рубрике Роль культурного наследия в реализации содержания образования в условиях полиэтнического региона. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Митряев Д. А., г. Саранск. «Применения активных методов обучения в современном образовательном процессе».»

  1. Ivan говорит:

    Как уже указывалось в содержании, традиционные методы сравнимы с инновационными, и наоборот инновационные методы исходят в определённой мере из традиционных — это определённый план, программа, применяемые к своей группе, в целом же, воспитание личности и необходимых качеств. Автор обоснованно считает возможной интеграцию традиционных методик в инновационные. Потому как, я крепко убеждён в том, что именно данный синтез сможет нормализовать ситуацию с образованием, и вывести его на новый уровень.

Добавить комментарий