Архипов И. В., г. Саранск. «Иранская революция 1905–1911 годов на уроках истории».

«Пробуждением Азии» называют мощный подъем национально-освободительных движений в странах Востока в начале ХХ столетия. Выделяют несколько основных признаков этого историко-политического феномена. Во-первых, это влияние первой русской революции 1905–1907 гг., которое особенно сильным было в Иране (не случайно многие российские большевики приняли участие в Иранской революции). Во-вторых, это формирование в странах Востока националистических идеологий (например, таких, как пантюркизм в Османской империи, гандизм в Индии, суньятсенизм в Китае). В значительной степени эти идеологии формировались под влиянием западноевропейской интеллектуальной культуры. Историк А. В. Мартыненко применительно к мусульманским странам пишет: «Колонизаторы принесли на мусульманский Восток новые идеи и идеологии, медленно, но верно проникающие в общественное сознание мусульманских социумов. Особенно восприимчивой к новым идейным веяниям с Запада оказалась молодая мусульманская интеллигенция» [4, с. 329].

В-третьих, это появление в Азии политических партий европейского типа (Индийский Национальный Конгресс, партия младотурок, партия Гоминьдан в Китае).

Но, в-четвертых, самым главным проявлением «Пробуждения Азии» стали три великих азиатских революции начала ХХ столетия: Иранская (Персидская) революция 1905–1911 гг., Младотурецкая революция 1908–1909 гг. и Синьхайская революция 1911–1913 гг.

В данной статье мы остановимся на Персидской (Иранской) революции в контексте преподавания данной тематики на уроках истории в российской школе.

Огромное влияние на Иранскую революцию оказала Русская революция 1905–1907 гг. Первые известия о начале революционных потрясений в Российской империи были встречены персами с большим воодушевлением. Немалую роль здесь сыграло и то историческое обстоятельство, что Россия в конце XIX в. была одним (наряду с Великобританией) колониальных хозяев Каджарского Ирана, фактически контролируя северную часть этой страны.

Идеи русской революции несли в Каджарскую Персию иранские рабочие-отходники, трудившиеся на территории Российской империи – в Закавказье, в частности, на бакинских нефтяных промыслах. Многие из них попали под влияние закавказских отделений партии большевиков [1, c. 143–156].

Революционные события в Иране начались в декабре 1905 г. Российский историк А. Б. Широкорад пишет: «В конце 1905 г. в Персии начались антишахские выступления. Их возглавило шиитское духовенство. Поводом для этих выступлений послужил инцидент, происшедший в Тегеране 12 декабря 1905 г. В этот день правитель города приказал наказать нескольких богатых купцов, отказавшихся снизить цену на импортный сахар. К купцам применили традиционное для Персии тех лет наказание – их били по пяткам. А на следующее утро в знак протеста против такого надругательства в Тегеране не открылась ни одна торговая лавка и на одна производственная мастерская» [8, с. 106].

В ответ на попытку властей арестовать нескольких участников этих митингов шиитское духовенство Тегерана 14 декабря 1905 г. покинуло столицу и село в бест в загородной мечети Абдул-Азим. На многолюдных митингах было выдвинуто требование немедленного созыва законосовещательного собрания – дома справедливости (перс. «бейт уль-адль»). Французский иранист Жан-Поль Ру, характеризуя эти события, пишет о некоем новом для Персии «факторе улицы»: «Такой фактор, как мнение улицы, его проявления, его возможное влияние, для Азии в общем и целом был совсем новым… Впервые его воздействие в полной мере стало ощутимым в первые годы ХХ века, когда вовсю начались забастовки, шествия, закрылись витрины магазинов…» [5, с. 330].

Выступления тегеранцев поддержали по всей стране. 12 января 1906 г. духовенство прекратило бест и вернулось в Тегеран, добившись у шаха указа о созыве «дома справедливости». Однако шах медлил с фактическим введением конституции, что привело к возобновлению в столице массовых демонстраций и бестов. Под напором массовых выступлений каджарский режим вынужден был уступить.

В начале августа 1906 г. был издан шахский указ о созыве парламента. В октябре того же года состоялось торжественное открытие меджлиса. Английский военный атташе в Персии доносил о деятельности первого в истории иранского парламента следующее: «Собрание скоро показало свою силу. Оно наотрез отказалось согласиться на англо-русское предложение о новом займе на том основании, что государственные доходы не должны быть в закладе у иностранцев. Оно объявило о своем намерении провести реформы, особенно в области финансов страны, прежде всего для того, чтобы обеспечить себя необходимыми фондами и дать возможность правительству основать национальный банк» [7, с. 156]. Из приведенной цитаты британского агента, видно, что меджлис стоял на патриотических, протекционистских позициях.

Одновременно, также в августе 1906 г., был опубликован основной закон Персии, который состоял из двух документов. В первом главное внимание уделялось правам меджлиса, во втором – правам граждан.

Современный иранский историк Реза Годс пишет о внутренних противоречиях в содержании этой конституции Ирана: «Конституция предусматривала также созыв сената, или палаты айанов (нобилей). Высшая палата, половину членов которых назначал шах, должна была усилить влияние аристократии и шаха на правительство. Конституция также оговаривала, что премьер-министр и его кабинет должны утверждаться меджлисом, но не устанавливала, кто будет фактически назначать премьера – монарх или меджлис» [3, с. 47].

В то же время необходимо признать, что первая иранская конституция достаточно последовательно отстаивала права парламента-меджлиса. Например, статья 15 иранской конституции 1906 г. гласила: «Национальное собрание имеет право по всем вопросам и во всем, что относится к благу государства и народа, после прений и замечаний по справедливости и верности и по большинству голосов делать свои постановления и с определением Сената представлять через высшее правительственное лицо на утверждение его величества, после чего постановления приводятся в исполнение» [7, с. 156–157].

Конституция предусматривала созыв двухпалатного парламента, но верхняя палата никогда не созывалась. Выборы должны были проходить на основе высокого имущественного ценза по сословным куриям. Конституция предоставляла гражданам Ирана весьма ограниченную свободу печати, собраний, союзов, гарантировала неприкосновенность частной собственности, что, несомненно, было влиянием европейской политической культуры, либеральных ценностей.

С декабря 1906 г. в некоторых городах Ирана стали создаваться демократические и выборные организации, которые получили название энджуменов (перс. «объединение»). Большинство энджуменов вскоре стали центрами революционного движения. Кроме того, в Северном Иране, в частности – в городах Тебриз и Решт стали создаваться вооруженные отряды революционеров-фидаев. В этот период в указанных городах появились первые социал-демократические группы, которые находились под прямым влиянием российских (в основном – закавказских) большевиков.

Каджарская династия, опираясь на помощь России и Великобритании, взяла курс на подавление революции.

23 июня 1908 г. Мухаммад-Али-шах Каджар объявил военное положение в Тегеране. Здание меджлиса было взято штурмом шахскими войсками. Депутаты первого в истории иранского парламента были арестованы, многие казнены без суда и следствия.

Ответом на эти события стало Тебризское восстание – одна из наиболее героических страниц Иранской революции. Лидером восстания стал Саттар-хан, который организовал успешную оборону этого города от шахских карательных войск. Однако под предлогом защиты иностранных подданных 25 апреля 1909 г. в Тебриз были введены войска царской России.

Другим центром революции на севере страны был город Решт. Фидаи Решта, заключив союз с вождями бахтиарских племен, враждебных шахской власти, предприняли военный поход на Тегеран, столицу Каджарской Персии. 13 июля 1909 г. революционеры и бахтиарские отряды с боями вступили в Тегеран.

16 июля Мухаммад-Али-шах Каджар был низложен и бежал в Россию. На трон был возведен последний представитель династии Каджаров, малолетний Ахмед-шах.

17 ноября 1909 г. был открыт второй меджлис, с более консервативным составом. Так, среди депутатов преобладали помещики и крупная буржуазия.

В апреле 1910 г. контрреволюция перешла в наступление: в Тегеране правительственными силами, в том числе знаменитой персидской казачьей бригадой, в ходе уличных боев были разгромлены отряды фидаев. На этом фоне усиливалась военная интервенция Великобритании на юге, а России – на севере страны.

В декабре 1911 г. в Тегеране окончательно восторжествовала реакция: Ахмед-шах издал указ о роспуске меджлиса. Иран официально сохранял строй конституционной монархии, но конституция фактически не действовала. Это ускорило кризис каджарского режима, который после Первой мировой войны фактически утратит реальный контроль над страной, а в 1925 г. будет отстранен от власти новой (и последней в истории Ирана) монархической, шахской династией – Пехлеви.

Особенностью изучения данной эпохи в российских школах является то, что учащиеся обращаются к ней дважды – на уроках по Новой истории и на уроках по Новейшей истории. Это связано с разночтениями в трактовке хронологических границ Новейшего времени: в одних российских учебниках его изложение начинается с Первой мировой войны и ее итогов (Версальско-Вашингтонской системы международных отношений), в других учебниках – с первого десятилетия ХХ века, то есть, помимо прочего, и с эпохи «Пробуждения Азии».

Иранская революция 1905–1911 гг. наиболее подробно рассматривается в учебнике по Новой истории зарубежных стран

С. Н. Бурина и В. А. Ведюшкина для 8 класса. В частности, здесь указывается на прямую взаимосвязь между этой революцией и колониальным закабалением Ирана: «К началу ХХ в. зависимость Персии от европейских держав усилилась. Основными соперниками в борьбе за Персию оставались Россия и Англия. Ухудшавшееся положение населения и голод 1903–1904 гг. вновь привели к массовым волнениям. К концу 1905 г. они приобрели характер антифеодальной революции» [2, с. 203].

Авторы указанного учебника обращают особое внимание на фактор внешнего вмешательства держав в дела Каджарской Персии в период революции: «Вскоре по англо-русскому соглашению о разделе сфер влияния (август 1907 г.) Персия была поделена на русскую (северную) и английскую (южную) сферы влияния с сохранением нейтральной зоны посредине. Население Персии бурно возмущалось наглым вмешательством в дела страны, выразил протест и меджлис» [2, с. 203].

Об этом же в своем учебнике для 11 класса пишут А. А. Улунян и Е. Ю. Сергеев: «В 1909 г. ситуация в стране продолжала оставаться сложной, поскольку противоречия среди противников шаха и поиск ими поддержки у иностранных держав препятствовали установлению республики. К концу 1911 г. Англия и Россия, заключившие в 1907 г. соглашение о разделе Ирана на сферы влияния, пошли на открытую интервенцию. Революция была подавлена, а шахская власть была восстановлена» [6, с. 21].

Таким образом, Иранская революция 1905 – 1911 гг., самая длительная революция эпохи «Пробуждения Азии», заняла свою «нишу» в школьном курсе зарубежной истории для российских общеобразовательных учреждений.

 

Список литературы

 

  1. Арутюнян, Г. С. Иранская революция 1905–1911 гг. и большевики Закавказья / Г. С. Арутюнян. – М. : ИВ РАН, 2016. – 164 с.
  2. Бурин, С. Н. Новая история зарубежных стран. Учебник для
    8 класса общеобразовательных учреждений / С. Н. Бурин, В. А. Ведюшкин. – М. : Дрофа, 2013. – 256 с.
  3. Годс, Махмуд Реза. Иран в XX веке: политическая история / Махмуд Реза Годс. – М. : Наука, 1994. – 353 с.
  4. Мартыненко, А. В. Бахаи и ахмадийат: новые религиозные сообщества в контексте модернизации ислама (сравнительно-исторический анализ) / А. В. Мартыненко. – Ульяновск : Ульяновский дом печати, 2005. – 400 с.
  5. Ру, Ж. История Ирана и иранцев. От истоков до наших дней /
    Ж. Ру. – СПб. : Евразия, 2015. – 430 с.
  6. Улунян, А. А. Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс. Учебник / А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев. – М. : Просвещение, 2018. – 287 с.
  7. Хрестоматия по Новой истории. Второй период. Пособие для учителя / Сост. П. И. Остриков. – М. : Просвещение, 2003. – 320 с.
  8. Широкорад, А. Б. Персия – Иран. Империя на Востоке /
    А. Б. Широкорад. – М. : Вече, 2010. – 384 с.
Запись опубликована в рубрике Роль культурного наследия в реализации общественно-политического и социокультурного аспектов в исторических исследованиях.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Архипов И. В., г. Саранск. «Иранская революция 1905–1911 годов на уроках истории».»

  1. илья ваничкин говорит:

    Статья«Китай начала ХХ века на уроках истории» заинтересовала меня тем, что в ней подробно рассматривается вопрос о Персидской революции в контексте преподавания данной тематики на уроках в российской школе. В ней хорошо описываются события ХХ века.
    Так же мне хочется поблагодарить автора за информативность.Работа очень интересна и актуальна.

  2. Rozalina говорит:

    В данной статья обозначены четкие признаки этого исторического феномена, самое главное, что были обозначены три великих революции XX столетия: Иранская, Младотурецкая и Синьхайская.
    Четко сформулированы мысли и прослеживается главная идея
    Спасибо автору за предоставленную статью! «Китай начала XX века на уроках истории» актуальна и помогает ответь на вопросы !

  3. Lena говорит:

    Автор подробно раскрыл вопрос Персидской революции, используя понятные и доступные формулировки. Отдельное спасибо за анализ учебной школьной литературы по данной теме!

Добавить комментарий